Большим подспорьем в развитии эмоциональной компетентности является Эннеаграмма – современная типология личности на основе подсознательной мотивации, которая описывает привычные модели поведения не только в обычном состоянии, но и в состоянии стресса и комфорта.  
Эта модель увеличивает эффективность развития, так как типы в ней сгруппированы по ведущим потребностям и эмоциям, а так же глубинным мотивам и показывает как внешние проявления, так и внутренние процессы.
 
В Эннеаграмме выделяются 3 ключевых потребности:
  • принятие, внимание
  • безопасность, отсутствие тревоги
  • уважение, независимость, соблюдение границ..
Вот мы подошли к следующим понятиям: стресс и комфорт.
Стресс – состояние противоположное требуемому.  
  • Если потребность в принятии, внимании, то стресс – безразличие, отвержение
  • Если потребность в безопасности, то стресс – риск, потеря поддержки, неизвестность
  • Если потребность в уважении, независимости, соблюдении границ, то стресс – унижение, зависимость, нарушение границ.
Эннеаграмма выделяет три вида ведущих эмоций, которые возникают если потребность не удовлетворяется:
  • принятие, внимание - стыд
  • безопасность - страх
  • уважение, независимость - гнев.
Эти эмоции имеют разную интенсивность в зависимости от степени удовлетворенности потребности, так же эти эмоции иногда возникают перед ситуациями, которые чисто гипотетически могут «наступать» на потребности, то есть вызывать состояние противоположное желаемому. Например: некоторые типы с ведущей потребностью «внимание, принятие» перед публичными выступлениями стесняются (низкая интенсивность стыда), так как если выступление не понравиться зрителям потребность в принятии пострадает. 
 
Некоторые типы с потребностью в уважении, независимости и соблюдении границ уже «входят» в ситуацию в состоянии гнева, начиная общение с давления и обвинения, заставляя всех бояться, а значит уважать, исключая малейшие шансы проявления неуважения к себе. 
 
У некоторых типов с потребностью в безопасности возникает тревога (низкая интенсивность страха) перед новой незнакомой ситуацией, предпосылок для тревоги нет, но что будет в следующий момент не известно.
 
 Так как мы думаем и действуем под влиянием чувств, замечая свои эмоции на низкой интенсивности в «здесь и сейчас» мы можем осознать механизм их запуска и объективно смотреть на действительность, чтобы начать управлять собой и ситуацией. 
 
Но есть еще более совершенный способ управления собой.
 
Если мы научимся удовлетворять собственные психологические потребности самостоятельно изнутри, а не за счет окружающих нас людей, мы перестанем быть в плену наших эмоций.  Мы просто научимся на них ориентироваться. Замечая малейшие интенсивности эмоциональных переживаний мы сможем понимать приближает нас очередной шаг к нашему счастью или отдаляет и корректировать направление движения прямо в процессе с высокой точностью.