Эмоции – это психический процесс, охватывающий всего человека целиком. Меняются его мысли, биохимия, ощущения, поведение.

Цель эмоций - установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. На основе эмоций, мы неосознанно делаем вывод, есть ли что-либо ценное в предстоящем событии или явлении, и принимаем решение о том каким образом действовать.

Например, вас приглашают на день рождения, у вас мгновенно появляется эмоция либо желание, либо сопротивление. Это зависит, скорее всего, от того, насколько общение с человеком удовлетворяет ваши потребности, если да, то вы согласитесь, если нет – найдете причину отказаться.

Но бывает, что человек, который вас приглашает, хоть и неприятен в общении, но вы считаете, что он может повлиять на вашу жизнь, и общение с ним принесет удовлетворение потребностей в более далекой перспективе. Тогда вы почувствуете сразу несколько эмоций, которые объединятся в единое чувство. Чувства – это эмоции более высокого порядка. Их цель - выделить явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Давайте сравним чувства и эмоции, в чем же их различия?

Эмоции Чувства
Возникли в процессе эволюции раньше Возникли в процессе эволюции позже
Привязаны к ситуациям и событиям Привязаны к объектам (месту, людям, предметам)
Изменчивы и кратковременны Устойчивы и длительны
Выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас». Выделяют явления, имеющие долгосрочное значение
Одна и та же эмоция может входить в состав разных чувств Одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях

Эмоции и чувства возникли в процессе эволюции, но чувства связаны со способностью мыслить, рассуждать и делать выводы, а на это способна только самая современная часть мозга – кора головного мозга «неокортекс». Эмоции же рождаются в более древней части головного мозга – лимбической системе. 

Эмоции показывают нам, что важно для нас сейчас, чувства же указывают направление к неизменным ценностям. Эмоции скоротечны, они могут сменять друг друга десятки раз в минуту, если она насыщена событиями. Чувства же очень устойчивы, они базируются на глубинных убеждениях и их не так уж просто раскачать, тем более изменить.

Вот простой пример, человек может сидеть в комфортной квартире с близким человеком, испытывать эмоции радости и нежности, но фоном чувствовать страх, так как на работе грядут перемены, а это по жизненному опыту и убеждениям ни к чему хорошему не приводит. 

Чувство может содержать в себе как одну, так и множество эмоций и выражаться любой из них.

Например, человек может испытать прилив нежности, увидев маленького котенка, и это будет эмоция, а может испытывать всегда чувство нежности при виде любого котенка, так как в детстве имел кота и убежден, что ничего милее нет на свете. Это пример, когда чувство содержит одну эмоцию, и поэтому внешнее выражение чувства и эмоции будет совпадать. Сложнее, когда чувство многосоставное и содержит несколько эмоций.

Например, чувство вины содержит 4 эмоции: страх, гнев, печаль, желание. Человек, испытывающий это чувство, может выражать его через любую из этих эмоций.

Например, его эмоциональной привычкой может оказаться проявление эмоции гнева, когда он чувствует вину. Чувство вины очень дискомфортно для проживания, человек испытывает неприятные ощущения, поэтому часто стремиться убежать от них, в данном примере в злость. Будет казаться, что такой человек не испытывает вины, но это не так.

Другая эмоциональная привычка, выражать чувство вины через печаль, тогда человек стремиться уединиться, погрузиться в себя, плакать и ничего не делать.

А бывает, что настроение может казаться изменчивым, так как выражаемые эмоции могут сменять друг друга в хаотичном порядке. Так провинившийся человек может сначала громко ругаться, потом замыкаться в себе и даже плакать, в следующий момент убегать, боясь наказания, потом снова ругаться и кричать, а в какой-то момент стать слишком услужливым, чтобы компенсировать ущерб.

Человек обладающий эмоциональной компетентностью, легко может заметить истинное состояние и скорректировать свою коммуникацию, учитывая свое состояние и состояние собеседника. Учитесь понимать себя и своих близких, развивайте Эмоциональный интеллект.